АРХИМАНДРИТ ДАМАСКИН (ОРЛОВСКИЙ): «ЗАНИМАЯСЬ ИССЛЕДОВАНИЯМИ, Я НЕ ВЫБИРАЛ СВЯТЫХ, КОТОРЫЕ БЫ МНЕ НРАВИЛИСЬ БОЛЬШЕ, Я ИЗУЧАЛ ИСТОРИЮ БЕЗ ПРОПУСКОВ И ИСКЛЮЧЕНИЙ»

Изображение
АРХИМАНДРИТ ДАМАСКИН (ОРЛОВСКИЙ): «ЗАНИМАЯСЬ ИССЛЕДОВАНИЯМИ, Я НЕ ВЫБИРАЛ СВЯТЫХ, КОТОРЫЕ БЫ МНЕ НРАВИЛИСЬ БОЛЬШЕ, Я ИЗУЧАЛ ИСТОРИЮ БЕЗ ПРОПУСКОВ И ИСКЛЮЧЕНИЙ».
Теги

АРХИМАНДРИТ ДАМАСКИН (ОРЛОВСКИЙ): «ЗАНИМАЯСЬ ИССЛЕДОВАНИЯМИ, Я НЕ ВЫБИРАЛ СВЯТЫХ, КОТОРЫЕ БЫ МНЕ НРАВИЛИСЬ БОЛЬШЕ, Я ИЗУЧАЛ ИСТОРИЮ БЕЗ ПРОПУСКОВ И ИСКЛЮЧЕНИЙ»

Около 1000 житий новомучеников и исповедников составил архимандрит Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, научный руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе (Москва).

Архимандрит Дамаскин рассказал о своем служении журналу «Фома»:
«…По благословению епископа Ивановского и Кинешемского Амвросия (Щурова) я был пострижен в монашество с именем Дамаскин – в честь преподобного Иоанна Дамаскина. Постриг совершил архимандрит Амвросий (Юрасов) в кафедральном Преображенском соборе города Иванова. Это было в 1988 году, в праздник Благовещения, он же и день памяти Патриарха Тихона. 28 декабря того же года епископ Амвросий рукоположил меня в иеродиакона, а на следующий день во иеромонаха.

И до рукоположения, и после этого я продолжал собирать сведения о пострадавших от репрессий в ХХ столетии. И конечно на этом пути бывали случаи, которые могли закончиться неприятностями.
В одном маленьком городке я расспрашивал дочь расстрелянного священника о судьбе ее отца, у нее была его фотография, может единственная сохранившаяся. На просьбу переснять фотографию она ответила отказом – так запугала детей репрессированных советская власть. Вскоре я пришел на кладбище, чтобы помолиться на могиле чтимого в городе исповедника, иеромонаха Серафима, умершего вскоре после освобождения из тюрьмы.

Через некоторое время туда пришла и эта женщина. Что-то ее тогда поразило, и она приняла решение – отдать фотографию отца, чтобы с нее была сделана копия. Фотографию она отдала. Но какое же малодушие гнездилось тогда в сердцах людей, разрушая и парализуя их души, что уже через несколько часов она пошла в отделение милиции и наговорила там вероятно что-то про контрреволюцию и агитацию, так что к хозяевам дома, где мы остановились, был направлен милицейский наряд.
 
В 1989 году меня пригласили трудиться в Синодальную комиссию по изучению материалов, касающихся реабилитации духовенства и мирян Русской Православной Церкви, пострадавших в советский период. Через год в нашей стране многое стало меняться, стали открываться архивы органов госбезопасности. Настало время проверить собранные устные источники архивными документами, и я стал ходить в архив почти как на работу.  

За 20 с лишним лет, с 1990-го по 2012 год, вместе со своими помощниками я просмотрел около ста тысяч дел и из них около пяти тысяч, в той или иной степени имеющих отношение к Церкви, изучил детально. Но сначала мне выдали для ознакомления четыре десятка томов судебно-следственных дел по двум известным святителям: исповеднику и мученику Патриарху Тихону и митрополиту Петроградскому Вениамину (Казанскому). Это было настоящее перемещение из ХХ века в начало ХIХ-го или даже в более раннее время.

У меня были лишь чистые листы бумаги и ручка. Перспектива была не из отрадных – провести за выписками из архивных дел всю жизнь. После некоторых размышлений я, однако, принял решение, что, если Бог распорядится таким образом, то ради мучеников можно провести и так годы жизни. И я стал делать выписки из эпистолярного наследия мучеников, а также переписывать всё, что касалось перипетий в их судьбе. Это дало мне возможность шаг за шагом глубже понять их переживания и тот или иной их выбор. Попробуй-ка не только прочесть, но и переписать, разбирая иногда очень непростой почерк, их письма, различные записи – и тогда поймешь нечто бо́льшее.  

Результатом этих исследований стали около 1000 житий и около 1500 прославленных Церковью мучеников и исповедников. Появились службы новомученикам, людям открылось богатство их духовных трудов, то есть всё лучшее, с чем Русская Церковь подошла к началу ХХ века.

Занимаясь исследованиями, я не выбирал святых, которые бы мне нравились больше, я изучал историю без пропусков и исключений. Тем более уже по опыту я знал, что святые сами укажут, где и что изучать. Я избалован участием святых в своей жизни – они сами вносят свои коррективы в исследования!

В 1999 году Патриарх Алексий II благословил произвести исследования на острове Анзере Соловецкого архипелага с целью поиска места захоронения священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского, скончавшегося в Соловецком концлагере. После трех дней поисков мощи были обретены и затем доставлены в Москву, чтобы ученые подтвердили или опровергли их принадлежность священномученику Петру. Один из крупнейших ученых судмедэкспертов поначалу подтвердил их идентичность, но затем усомнился. Выход был только один – вскрыть всю территорию лагерных захоронений, чтобы увидеть своими глазами всех, кто здесь захоронен.

На следующий год исследования были продолжены, все пространство лагерных захоронений было раскрыто и обнаружены еще останки. Изучение архива Соловецкого лагеря показало, что они принадлежат канонизованному священномученику Владимиру Введенскому. Так священномученики предложили продолжить исследование и обрести мощи пострадавшего именно на этом месте последнего мученика. 

Если спросить меня, счастлив ли я, то только и смогу сказать – безусловно. Счастлив жизнью в Церкви, общением со святыми, созерцанием той драгоценной жемчужины, ради которой евангельский купец отдал всё, что имел. Господь всегда давал все самое необходимое и еще немного больше, чтобы я всегда чувствовал себя Его должником.
 
Всякое дело на земле может быть исключительно путем к земному успеху или дорогой к спасению души. Памятуя жизнь святых и догадываясь о внутренних пружинах их духовного выбора, я старался выбирать второе. Нельзя ради какого-то дела жертвовать спасением своей души, но желательно, чтобы само дело становилось «инструментом» для приближения к Богу, жизни во Христе, как называл его святой праведный Иоанн Кронштадтский, делом, прокладывающим путь в Царство Небесное. И не только для тебя одного».  

Подготовила Анастасия Спирина
Фото Владимир Ештокин
 

Дата мероприятия
Тип мероприятия
5 февраля 2020

Поделиться: